Задержка развития речи у детей

07 Авг
0 comment

Задержка развития речи у детей

Многие родители не беспокоятся о том, что их ребенок плохо говорит, произнося несвязные слова, или не говорит вообще. Все списывают на возраст, мол, чуть позднее всех догонит. При этом можно пропустить тревожные «звоночки», которые указывают, что малыш растет с серьезным отклонением от нормы не только речевым, но и психическим. (вот статья на тему задержка психоречевого развития у детей)

Чтобы оказать своевременную помощь, нужно знать, как определяется задержка речевого развития у детей до 3-х лет и старше.

Симптомы ЗРР

Симптомы ЗРР у детей — специалисты применяют этот термин к комплексному нарушению формирования речи у дошкольника.

Первые признаки отклонений у новорожденных видны уже в 4 месяца, если малыш не реагирует на появление матери, не откликается на её голос и жесты. Затем идет отсутствие первого лепета, когда 9-месячный ребенок не произносит «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» или другие звуки.
В своем посте в Инстаграме я подробно описала конкретные навыки, которые должны быть у ребенка от 1 года до 1,5 лет по мнению Центра по контролю заболеваний и профилактике США (CDC) https://www.instagram.com/p/Bk-qe8Jl5be/

К симптомам ЗРР относятся ситуации, когда ребенок
  • не знает собственное имя,
  • не реагирует на обращение по имени;
  • не может называть предметы, которые используются в доме постоянно;
  • не произносит обычных слов («мама», «дай» и др.);
  • не выполняет простые просьбы («иди сюда», «садись», «возьми»).

Задержка развития ребенка 6 — 7 лет проявляется в проблемах с письмом и чтением, нарушениях речи и сотрудничества со взрослым, скверном поведении в общении с детьми и взрослыми, плохой координации и слабой сенсомоторике.

Задержка речевого развития у детей 2 лет

В двухгодовалом возрасте симптомы ЗРР довольно стерты, и окончательные выводы делать рано. Но нужно обратить внимание на следующие факторы:

  • ребенок не произносит первых слов;
  • их список ограничен и не расширяется как у нормально развитых детей;
  • малыш «не хочет» употреблять новые слова, чтобы пополнить скудный лексикон.

Вот тут ссылка на пост с навыками, которые должны присутствовать у ребенка от 1,5 до 2х лет по мнению Центра по контролю заболеваний и профилактике США (CDC) https://www.instagram.com/p/Bs0y8vOlBtu/

Для постановки точного диагноза необходимо наблюдать за ежедневной речевой активностью ребенка: сколько слов он использует за день, как часто повторяет сказанное, как понимает обращение взрослых и как реагирует на это.

Задержка развития речи у ребенка 3 лет

В этом возрасте детишки с ЗРР не могут строить простые предложения даже из 2-3 слов. Кроме не очень связной речи есть и другая симптоматика нарушения, когда ребенок:

  • не понимает просьб и инструкций взрослых;
  • плохо усваивает стихи и сказки;
  • не понимает разговора сверстников и равнодушен к нему;
  • неясно произносит звуки, слоги и окончания слов;
  • говорит слишком быстро или замедленно.

Кроме этого малыш «зеркально» повторяет предложения взрослых или фразы из мультфильмов (книг, рекламы), другими словами эхолалит, и не умеет выражать простую мысль, продолжить диалог.

Задержка речевого развития детей в 4 года

Если до этого возраста проблемы с речью выявить сложно, то к четырем годам ребенок с ЗРР заметно отличается от сверстников. Теперь несложно выявить недоразвитие мышления, внимания и памяти. Симптомы патологии выстраиваются в целый комплекс отставаний:

  • неправильное произношение слов и звуков;
  • скудный активный и пассивный лексикон;
  • «проглатывание» окончаний;
  • использование бессменных слов и фраз;
  • сложность в построении связных форм и выражений
  • проблемы с логичным пересказом текста или событий.

Регулярные занятия с эффективной программой с особенным ребенком помогут ему интегрироваться в коллектив и получить образование.

В отличие от ЗРР задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) сочетает замедленное формирование речи с нарушенным созреванием психических функций – восприятия, внимания, мышления и запоминания. Такой ребенок не ищет общения со сверстниками или они не приглашают его играть, так как он сдержан в эмоциях и не умеет фантазировать. Сверстники, они не уступают и не подыгрывают как взрослые, они сразу распознают «что не так».

Большинство симптомов ЗРР с возрастом можно сгладить. Но без систематической коррекции в дошкольном возрасте дефекты речи сохранятся и в дальнейшем будут заметны. Подробное тестирование типа VB_MAPP или ABLLS помогут увидеть пробелы в навыках ребенка и выстроить грамотную программу занятий.

Вас может заинтересовать:

Напишите, что вы думаете