Речевая алалия у детей

06 Авг
0 comment

Речевая алалия у детей

В прошлый раз я рассказала о самом частом вопросе ко мне, перед или во время консультаций. Следующий вопрос по, скажем так, рейтингу, это «А у нас точно аутизм, как вы думаете? Знакомая с мед. образованием, говорит что это алалия» или «Нет, нет, у нас алалия с аутичными чертами», или «Если у нас не алалия, а аутизм, значит у него умственная отсталость в итоге будет?» Список можно продолжать, давайте тогда подробнее разберем что такое алалия, какая она бывает, и чем отличается от аутизма, и главное, что нам это дает?

Содержание статьи:

  1. Что такое алалия
  2. Виды алалии у детей
  3. Моторная алалия
  4. Сенсорная алалия
  5. Мой сын на занятиях с логопедом в моём центре «на Abaрдаж» (видео)
  6. Реабилитация алаликов
  7. Симптомы алалии
  8. Клиническая картина
  9. Методы диагностики и лечения алалии
  10. Коррекционная работа логопеда

Что такое «алалия?»

Алалия у детей — в строгом смысле слова означает полное отсутствие или выраженный дефицит речи, который проявляется при слухе, в соответствии с нормой, и первичный неповрежденный интеллект, который позволяет детям успешно познавать мир и учиться.  Частыми причинами этого заболевания являются повреждения во время родов областей левого полушария головного мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания головного мозга или травмы, перенесенные ребенком в младенчестве, другими словами, в довербальном периоде. Это же обуславливает разделение алалии на различные формы. Алалия характеризуется прежде всего поздним появлением речевых реакций, аграмматизма, словарной бедности, слоговых нарушений, фонематических процессов и дефектов в произношении звука.

Какие виды алалии бывают у детей

Нарушение речи у детей

Виды алалии

Колоссальное значение для выявления формы алалии имеет определение зоны повреждения головного мозга. Так, например, при повреждении лобно-теменной части страдает произносительная сторона речи и можно диагностировать моторную алалию у ребенка. Если сложности с перестановкой звуков или их воспроизведением в принципе.  А если повреждена височная область — речь идет об алалии сенсорной. В таком случае у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Различные формы речевого дефицита характеризуются совершенно разными клиниками и возможностями для детей в будущем. Однако это разделение заболевания носит условный характер. Существует и третий тип патологии, объединяющий особенности первых двух. Заболевание именуют сенсорно-моторной алалией или речевой алалией. Смешанный тип подразумевает присутствие тех же симптомов, как и в случае первых двух разновидностей патологии. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Моторная алалия у ребенка

Моторная алалия

Моторная алалия у детей

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.

Явление выражается в следующем:

  1. У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
  2. Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
  3. Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге. Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
  4. Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться. Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.

Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».

Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.

Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.

Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни. Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь.  На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия у детей

К развитию сенсорной алалии приводят патологии височной области. Нарушения возникают в так называемом центре Вернике. Эта корковая область головного мозга отвечает за способность воспринимать смешанную речь, понимать сказанное и различать звуки. При выявлении патологии у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Разновидность патологии характеризуется тяжёлой формой речевых нарушений. Больные дети хорошо слышат речь, однако практически не воспринимают и не понимают видео. Говорить самостоятельно они также не могут. Такие дети бессмысленно произносят звуки или их сочетания, а также жестикулируют. Речь у больных отличается навязчивым повтором звуков и слогов, а также звуковой заменой. Дети могут повторять чужие слова, однако не понимают их значение. Может присутствовать способность объединения отдельных словесных отрезков в одно целое. Пациенты, у которых выявлена патология, отличаются повышенной речевой активностью. Однако их речевое воспроизведение напоминает так называемый словесный салат. Смысл в том, что говорит ребёнок, отсутствует.

Если у пациента выявлена более легкая форма заболевания, он может воспринимать звучащую речь. Однако происходит понимание не указанных звуков, а тембра, словоформ. Иногда на помощь таким пациентам приходит чтение по губам.

Сенсорная словесная алалия проявляется в непонимании перевернутой речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта при отсутствии разделения звуков.  Для детей характерны трудности и замедление в формировании сравнения между словом и объектом.  Они не способны понять то, что произносит окружающая среда, в результате чего их выразительная речь очень ограничена.  Такие дети искажают слова, путают звуки, схожие по произношению, не слушают окружение, не отвечают на звонок, но в то же время реагируют на абстрактные звуки.  У них эхолалия, слуховое внимание резко нарушено, при этом интонация и тембр речи остаются неизменными.  При умственном развитии наблюдаются проявления органического повреждения головного мозга, часто их можно обнаружить в сочетании с умственной отсталостью.

Последствия алалии могут сохраняться долго, часто даже всю жизнь. Грамматическая структура и словарный запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К концу периода младенчества дети могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждом этапе развития достаточно беден.  Кроме того, следующие искаженные конструкции слова являются характерными:

  •  перестановки (вместо «молоко» — «моколо»);
  •  настойчивость — (вместо «волосы» — «вововос»);
  •  пропуск («Моко»);
  •  комбинации (вместо слова «белый и желток» получается «белок»).

Также многие исследователи отмечают искажение структуры слога слова.  Количество таких искажений увеличивается по мере развития речи. Существует два типа аграмматизма: впечатляющий и выразительный. У алаликов с двигательной формой почти всегда проявляется выраженный аграмматизм, а с сенсорной формой — внушительный аграмматизм.  Грамматическая структура речи сформирована поздно, дисгармонична и не имеет постановки.

Итак, алалия конечно похожа на аутизм, однако у нее нет той самой «триады аутистического нарушения» и характеризуется она замедленным формированием речи или полным её отсутствием. Однако стоит упомянуть, что в начале пути реабилитации алалика или ребенка с РАС можно заметить разницу в социальном взаимодействии. Алалик может не понимать обращенную речь, однако он как правило легко идет на социальное взаимодействие, хотя бы с помощью физического контакта. Он может тянуться к сверстникам, владеть начальным уровнем имитации, и как правило у него есть указательный жест. Есть мнение, что у алаликов и нежелательное поведение проходит быстрее и легче, чем у детей с аутизмом, но, я не имела опыта подобного сравнения, так как я как поведенческий аналитик убеждена, что нежелательное поведение зависит не от диагноза, а от многих факторов в совокупности (что конкретно запускает поведение, какие последствия этого поведения, в каких условиях это происходит, и как долго это поведение существует).

Конечно есть определенные «но» во всем. Дети не роботы, и 2 ребенка с одним и тем же диагнозом могут кардинально отличаться друг от друга. К тому же, достаточно «подтянутый» ребенок с РАС может дать «фору» даже самому легкому ребенку с алалией — это факт, проверенный не раз. Мой сын с аутизмом, далеко не с высокофункциональным на данный момент, однако у него настолько сформированное учебное поведение, что заниматься с ним педагоги очень любят и если сравнить его с ребенком говорящим, но не сформированным еще учебным поведением, будет казаться что мой ребенок «легче». Поэтому все относительно, друзья.

Вот мой сын на занятии с логопедом в моем центре поведенческой коррекции «АВАрдаж»

Реабилитация алаликов

Что же нам дает разбор этих двух диагнозов между собой и определением главного? Различаются ли методы коррекции этих диагнозов? Если смотреть на это с точки зрения лекарственной терапии, то да. Как правило детям с аутизмом назначают более тяжелые препараты «по старинке» и это далеко не прогресс современности. В США, например, такой каменный век уже давно ушел в небытие. А в России это все еще практикуется, «лечить» аутиста каким-нибудь нейролептиком. Алаликам как правило назначают ноотропы (которые тоже не гарантия, кстати), что конечно полегче, но не всем они подходят и не всем нужны. Если вы настроены лечить ребенка подобными медикаментами, то возможно это принесет какой то шанс преуспеть. Что касается педагогического воздействия, если вы попадете к профессионалу, то вас конечно спросят о диагнозе, но даже если его не будет, специалист должен подбирать методы коррекции исходя не из диагноза, а из проблемы:

  • Нет речи? — будем побуждать, формировать, вызывать. И не важно алалик, аутист, ЗПР, или ребенок без диагноза.
  • Есть нежелательное поведение? — соберем данные, выявим функцию, напишем план коррекции и вперед. Опять же, не важно, кто перед нами окажется.
  • Не понимает речь? — тестируем навыки, пишем программу индивидуального развития навыков с методами, подходящими для конкретного ребенка.

Я люблю в этом плане поведенческий анализ (АВА-терапию) как систему, которая настолько структурирована и продумана, что не может быть оценок «на глазок». В АВА не бывает «необитаемого ребенка», бывает некомпетентный специалист. В АВА не бывает «надо заставить» или «он должен стремится», бывает недостаточно замотивированный ребенок. В АВА не бывает «подождите в коридоре, мамаша, я 40 лет тут работаю, сама знаю», там идет командная работа. И успех измерим, и цели четкие, конкретные!

Какие прогнозы у алалика и аутиста? Стоит настроится не на быстрый эффект как у одного, так и у другого. Скорость усвоения информации, обучения также может сильно отличаться от ребенка к ребенку. И там и там возможны полные компенсации. Однако в процентном соотношении групп, алалики выше по успехам. Дети с Алалией при грамотной работе успешно выправляются, у детей с аутизмом все несколько сложнее и дольше, хотя бы просто потому, что сфера социального взаимодействия у них проседает сильнее…

 Симптомы алалии у детей

Нарушение функционирования определенных частей мозга приводит к рождению алалии у детей, которая может проявляться легкими дефектами речи, умеренными или тяжелыми расстройствами (ребенок не говорит до десяти, иногда до двенадцати лет, или его речь ограничена  довольно слабый словарный запас и грамматический, несмотря на длительное обучение).

 Моторная алалия у детей выражается:
  •  при расстройстве выразительной речи на фоне хорошего понимания перевернутой речи;
  •  в конце формирования фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;
  • при нехватке предречевых этапов часто болтовня полностью отсутствует.

Эта болезнь сопровождается грубыми грамматическими дефектами, выражающимися в непоследовательности слов в регистре, поле и числе, перестановке слогов в слове, неверности в использовании предлогов в речи, отсутствии словесных форм и т. Д.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженным дефицитом словарного запаса и является основой для расстройств в обучении, таких как дисография и дислексия, расстройства пространственного гнозиса и двигательные дефекты в виде апраксии.  Кроме того, алалия протекает в сочетании с очаговым и рассредоточенным неврологическим диспансером, поражением доминирующего полушария, которое определяет возможности выразительных речевых навыков.  У ребенка со сходной патологией в психическом состоянии часто проявляются признаки психоорганического синдрома различной степени тяжести, которые проявляются в виде инвалидности в сочетании с дефектами умственного развития, расстройствами внимания и двигательной расторможенностью.

Все формы алалии характеризуются разрывом между вербальными и невербальными структурами умственной деятельности.  Неречевые задания выполняются ребенком в соответствии с возрастным периодом без заметных затруднений (значение и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии и т. Д.).  Замедление скорости формирования речи выражается в позднем наступлении определенных предречевых стадий.  Проще говоря, ворчание, лепет, отдельные слова и фразы в таких крошках образуются с отставанием, также наблюдается заметное сокращение этапов или полное отсутствие.  Помимо увеличения сроков отработки функции, характерно длительное сохранение ранее освоенных этапов речевого образования: эгоцентрической речи, подмены речи жестами или громкими несловесными криками.  Кроме того, часто не хватает словарного запаса, аграмматизма и косноязычных.

Часто у детей с алалией возникают невротические реакции, которые являются реакцией на наличие дефекта речи.  Кроме того, дети, страдающие этой патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, снижением внимания и снижением работоспособности.  У них вторичная задержка в развитии психики.  В разные периоды формирования речи в двигательной алалии наблюдается недостаточная плавность речи и возникает заикание.

Коррекционная работа с алалией должна учитывать специфику нарушения речи, личностные особенности ребенка, его интересы и компенсаторный потенциал.  Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в природе крохи и воспитанию сознательного целеустремленного человека.

Клиническая картина и особенности поведения детей с алалией

Наблюдаются алалии различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове. Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, при том, что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Сенсорная алалия проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Методы диагностики и лечения алалии

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматику алалии от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога, логопеда и психолога.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

Методика выполнения массажа

Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции.

Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:

  • насыщение клеток ткани полезными веществами;
  • укрепление мышц;
  • ускорение движения лимфы.

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Часто встречаю такую проблему, что ребенок отказывается сразу ложится на массаж у логопеда, вы как мама, можете помочь ему адаптироваться дома к этой процедуре. Например, делая ежедневно несложный массаж.

Коррекционная работа логопеда при алалии у детей

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, так как самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие на­правляется на воспитание сознательного анализа соста­ва речи, развитие фонематического восприятия, пони­мания речевых структур. При обучении детей применяются специальные методы, направленные на развитие деятельно­сти, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень не­доразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последова­тельное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы и стимулирующего созрева­ние клеток коры головного мозга.

Коррекционная работа логопеда при моторной алалии проводится в раннем детском возрасте. Многие родители имеют ошибочное мнение, начиная занятия после пяти лет. Специалисты рекомендуют записаться к логопеду сразу после того, как малышу поставили диагноз. Своевременная коррекция позволит быстро избавиться от речевого дефекта, в то время как игнорирование проблемы может привести к возникновению новых. Например, психологи отмечают, что дети с недоразвитой речевой функцией более импульсивны и рассеяны.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи. На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Прогноз и профилактика алалии.

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

Есть повод порадоваться тому, что на сегодняшний день известно много работающих методов коррекции. Можно выбирать, пробовать, искать. Я как человек занимающийся АВА, беру в работу только методы проверенные, прошедшие доказательную базу, учитывающие безопасность для ребенка. И часто вспоминаю, что еще десяток лет назад, о них не знал никто в России, и уверена, мамы бы отдали за них все что могли бы, только чтобы помочь своим детям. А мы порой жалуемся, что какая-то книга дороже обычной, а какой-то онлайн курс специалиста не бесплатный. Мы ждем от других спасения, а спасение начинается с нас.

Интересные материалы и статьи:

Напишите, что вы думаете