Как учится наш мозг?
На первом курсе института по дефектологии, у меня была дисциплина “Обучение учению”, в которой я узнал о научных данных, о том, как эффективно обучать наш мозг. И начнём с того, что этот метод подтвержден научными исследованиями.
Наш мозг воспринимает информацию от сенсорных систем и активизирует нейронные связи как слепки, которые находятся в активном, полуактивном, либо спокойном состоянии, в зависимости от того, как часто мы обращаемся к этому, либо похожему опыту. Если уже имеется наличие какого-либо опыта касаний с областью изучения, нейроны будут лучше формировать связи на основе предыдущего опыта. В принципе, чем больше новой информации в опыте человека, тем лучше эффективность обучения.
Факторы отвечающие за хороший нейрогенез:
-Обогащенная среда.
-Научение.
-Спортивный образ жизни.
Дополнения: при системной активации определенных нейронных групп они переходят в состояние долгосрочной памяти. Способность человека забывать опыт, в определенной степени является возможностью обобщать этот опыт, а не использовать его в точности.
Ключевые факторы эффективности процесса.
1. Желательное наличие хотя бы небольшого количества опыта в этой, либо смежной сфере.
2. Частота возвращения к этому опыту, информации, возбуждению этих нейронных связей.
3. Наличие мотивации, положительного подкрепления, либо мысли о положительном подкреплении, для выброса нейромедиаторов, улучшающих закрепление нейронов.
4. Наличие вопроса/запроса в голове на решение.
5. Высшая эффективность равна сосредоточенному включенному вниманию на процессе от 15 мин до 1 часа, для перехода в долговременную память.
6. Обучение в комфортном режиме без перегрузки.
7. Позитивное состояние.
8. Возможно лёгкое состояние волнения, не доходящее до длительного стресса.
9. Сон после обучения мин. 3 часа способствует улучшению запоминания.
10. Требуется время для отдыха между обучением минимум 1,5 часа, оптимально 30 часов для закрепления связей.
11. Неуспешность/страх деятельности имеет такое же влияние на мозг как физическая боль.
12. Формирование внимания на мелких подцелях, либо на самом процессе для формирования успешности.
13. Чем больше сенсорных систем включены в обучении, тем эффективнее процесс.
14. Мини экзамены после упражнения для самостоятельного возвращения к информации улучшает запоминание
15. Реактивация нейронной группы возможна во сне, при парном обусловлении во время обучения с сенсорными системами и активации этого сенсорного сигнала во время сна, для акцентированного возбуждения обусловленных в паре нейронов.
16. Привязка прожитого опыта, связанного с пространством с изучаемой средой.
Методичка по разучиванию игры, деятельности.
В силу того, что обучение — это не только разучивание определенного предмета, попробуем рассмотреть обучение физической деятельности, на основе ключевых правил эффективного обучения.
Возьмём за предмет обучение игре в аэрохоккей ребёнка с задержкой развития.
Допустим, что ребёнок оптимально управляет своим телом, в частности руками, и мы можем перейти к этому этапу обучения. Если б такого навыка не было, мы вернулись бы на более ранний этап формирования навыка управления телом.
Разобьём игру на несколько этапов для смещения целей и формировании успешности у ребёнка.
1. Управление битой и удар по статичной шайбе.
2. Попадание битой по движущейся шайбе.
3. Донесение смысла попадания шайбы в ворота как достижения цели.
Формирование окружающей среды для эффективности.
Основываясь на пунктах эффективного обучения, построим процесс.
Постараемся использовать максимальное количество факторов. Для начала можно внедрить в опыт ребёнка наличие аэрохоккея. Мы можем приходить в место, где играют в аэрохоккей не привлекая ребёнка, либо поиграть самостоятельно, пока ребёнок находится рядом. Следующим этапом, можно дать поиграть с битой ребёнку, подержать её, не предоставляя инструкций. Далее можно взять биту домой и вечером перед сном дать ребёнку еще раз подержать поиграть с битой в руках. И потом переходим к этапу взаимодействия за столом. Нужно понимать, что каждый ребёнок индивидуален и эти этапы можно упрощать.
Переход к самим занятиям.
Занятия должны проходить максимум 3 дня в неделю, по одному занятию. Занятие за столом можно начать с 15 минут, подкрепляя каждый удар по шайбе, любимым лакомством и похвалой (социальным поощрением ребёнка).
Если будет возможность проводить занятие перед обеденным сном, либо в вечернее время перед сном, эффект усилится.
Сразу помогать ребёнку физической подсказкой управлять битой. Далее стремиться к тому, чтоб ребёнок выполнял самостоятельные реакции, убирая вовремя физическую подсказку и за каждое правильное действие получал поощрение.
Занятие закончить нужно на позитивном моменте для ребёнка и успешном выполнении его задач, для формирования успешности и лояльности к игре.
Можно усилить эффект используя несколько методов:
— Включить определенные песни во время занятий.
— Повторно включить эти же песни вечером перед сном, не предъявляя каких-либо инструкций.
— Также можно добавить наличие запаха лаванды во время занятий, и перед сном оставить поставить ароматизатор с запахом лаванды в комнате, где спит ребёнок.
При успешном обучении первого и второго этапа переходить к третьему, сохраняя рекомендации.
Именно так в центре, мы подходим к нашим занятиям.