Обучение учению. Методичка по обучению ребёнка.

12 Апр
0 comment

Как учится наш мозг?

На первом курсе института по дефектологии, у меня была дисциплина “Обучение учению”, в которой я узнал о научных данных, о том, как эффективно обучать наш мозг. И начнём с того, что этот метод подтвержден научными исследованиями.
Наш мозг воспринимает информацию от сенсорных систем и активизирует нейронные связи как слепки, которые находятся в активном, полуактивном, либо спокойном состоянии, в зависимости от того, как часто мы обращаемся к этому, либо похожему опыту. Если уже имеется наличие какого-либо опыта касаний с областью изучения, нейроны будут лучше формировать связи на основе предыдущего опыта. В принципе, чем больше новой информации в опыте человека, тем лучше эффективность обучения.

Факторы отвечающие за хороший нейрогенез:
-Обогащенная среда.
-Научение.
-Спортивный образ жизни.

Дополнения: при системной активации определенных нейронных групп они переходят в состояние долгосрочной памяти. Способность человека забывать опыт, в определенной степени является возможностью обобщать этот опыт, а не использовать его в точности.


Ключевые факторы эффективности процесса.

1. Желательное наличие хотя бы небольшого количества опыта в этой, либо смежной сфере.

2. Частота возвращения к этому опыту, информации, возбуждению этих нейронных связей.

3. Наличие мотивации, положительного подкрепления, либо мысли о положительном подкреплении, для выброса нейромедиаторов, улучшающих закрепление нейронов.

4. Наличие вопроса/запроса в голове на решение.

5. Высшая эффективность равна сосредоточенному включенному вниманию на процессе от 15 мин до 1 часа, для перехода в долговременную память.

6. Обучение в комфортном режиме без перегрузки.

7. Позитивное состояние.

8. Возможно лёгкое состояние волнения, не доходящее до длительного стресса.

9. Сон после обучения мин. 3 часа способствует улучшению запоминания.

10. Требуется время для отдыха между обучением минимум 1,5 часа, оптимально 30 часов для закрепления связей.
11. Неуспешность/страх деятельности имеет такое же влияние на мозг как физическая боль.

12. Формирование внимания на мелких подцелях, либо на самом процессе для формирования успешности.

13. Чем больше сенсорных систем включены в обучении, тем эффективнее процесс.

14. Мини экзамены после упражнения для самостоятельного возвращения к информации улучшает запоминание

15. Реактивация нейронной группы возможна во сне, при парном обусловлении во время обучения с сенсорными системами и активации этого сенсорного сигнала во время сна, для акцентированного возбуждения обусловленных в паре нейронов.

16. Привязка прожитого опыта, связанного с пространством с изучаемой средой.

Методичка по разучиванию игры, деятельности.

В силу того, что обучение — это не только разучивание определенного предмета, попробуем рассмотреть обучение физической деятельности, на основе ключевых правил эффективного обучения.
Возьмём за предмет обучение игре в аэрохоккей ребёнка с задержкой развития.

Допустим, что ребёнок оптимально управляет своим телом, в частности руками, и мы можем перейти к этому этапу обучения. Если б такого навыка не было, мы вернулись бы на более ранний этап формирования навыка управления телом.

Разобьём игру на несколько этапов для смещения целей и формировании успешности у ребёнка.
1. Управление битой и удар по статичной шайбе.

2. Попадание битой по движущейся шайбе.

3. Донесение смысла попадания шайбы в ворота как достижения цели.

Формирование окружающей среды для эффективности.

Основываясь на пунктах эффективного обучения, построим процесс.
Постараемся использовать максимальное количество факторов. Для начала можно внедрить в опыт ребёнка наличие аэрохоккея. Мы можем приходить в место, где играют в аэрохоккей не привлекая ребёнка, либо поиграть самостоятельно, пока ребёнок находится рядом. Следующим этапом, можно дать поиграть с битой ребёнку, подержать её, не предоставляя инструкций. Далее можно взять биту домой и вечером перед сном дать ребёнку еще раз подержать поиграть с битой в руках. И потом переходим к этапу взаимодействия за столом. Нужно понимать, что каждый ребёнок индивидуален и эти этапы можно упрощать.


Переход к самим занятиям.

Занятия должны проходить максимум 3 дня в неделю, по одному занятию. Занятие за столом можно начать с 15 минут, подкрепляя каждый удар по шайбе, любимым лакомством и похвалой (социальным поощрением ребёнка).
Если будет возможность проводить занятие перед обеденным сном, либо в вечернее время перед сном, эффект усилится.
Сразу помогать ребёнку физической подсказкой управлять битой. Далее стремиться к тому, чтоб ребёнок выполнял самостоятельные реакции, убирая вовремя физическую подсказку и за каждое правильное действие получал поощрение.
Занятие закончить нужно на позитивном моменте для ребёнка и успешном выполнении его задач, для формирования успешности и лояльности к игре.
Можно усилить эффект используя несколько методов:
— Включить определенные песни во время занятий.

— Повторно включить эти же песни вечером перед сном, не предъявляя каких-либо инструкций.

— Также можно добавить наличие запаха лаванды во время занятий, и перед сном оставить поставить ароматизатор с запахом лаванды в комнате, где спит ребёнок.

При успешном обучении первого и второго этапа переходить к третьему, сохраняя рекомендации.

Именно так в центре, мы подходим к нашим занятиям.

Напишите, что вы думаете