Статья не только для родителей детей с задержкой развития, но будет полезна и для норматипичных малышат.
Опыт дефектолога поведенщика — специалиста по физическому развитию детей РАС, ЗПР, ЗРР
Цель статьи:
- Донести до родителей важность наблюдения за регулярностью дефекации
- Указать на то, что проблема решается, и ее не нужно боятся
- Указать на важность устранения психологических запоров.
- Указать на связь и влияние дефекации на развитие ребёнка.
Почему ребенок плачет и сопротивляется ходить в туалет.
Начну с того, что на момент написания статьи я летел с Интенсива в Якутске, где курировал работу наших специалистов, которые занимались с детьми с задержкой развития. Мы в очередной раз столкнулись с недопониманием важности туалетного навыка.
Вводная информация: Мы работаем с детьми с задержкой развития и туалетный тренинг у нас не редкий запрос, с которым мы помогаем. Поехали!
Наша команда в Якутске успешно работала с невербальным мальчиком 5 лет, который вполне успешно выполнял задания по поставленным целям на период 10 дневного интенсива. С мальчиком быстро выстроили сотрудничество, и он в рабочем режиме выполнял задания тренера. На 4 день мальчик просто сел на пол и стал отказываться сотрудничать со специалистами. Учитывая, что мы специалисты прикладного анализа поведения, мы сразу начали собирать данные и наблюдать за поведением ребенка.
По внешним признакам мы увидели типичную картину а именно что ребенок намеренно сдерживает позывы в туалет. Далее разговаривая с мамой оказалось, что у ребенка нелояльное отношение к туалету и как она выразилась:
“А он у нас не какает”.
По тому как мама это произнесла, мы поняли, что она не понимает, насколько важно ребёнку, как и любому человеку избавляться от кала, ходить в туалет по большому стабильно. Тем более если у ребенка задержка в развитии. Ниже поясню все подробнее…
Что скрывается за слезами малыша во время похода в туалет?
Три основных фактора:
- Физический
- Психологический
- Связь их между собой и влияние друг на друга.
Физический фактор или почему ребёнку больно какать.
Я как отец ребенка с аутизмом на начальном этапе столкнулся с проблемами стула у своего сына. Мы с женой сначала обратили внимание что ребенок боится и со скандалом идет в туалет. Всеми силами по несколько дней оттягивает процесс. Если сидит на унитазе, всеми силами сопротивляется дефекации. В один момент я просто обратил внимание на кал и меня смутило несколько моментов:
Кал был явно твердой структуры, большой обьём и с кровянными следами.
Каловый завал у ребёнка и его причины.
Мы сразу поняли, что ребёнку больно ходить в туалет и начали изучать причины.
Возможно, вы как и я ранее не знали, что в норме человек в норме должен ходить в туалет по большому два, или один раз в день. И процесс этот не должен вызывать болевых ощущений. А если ваш ребенок не ходит по несколько дней в туалет, то вам точно стоит начать разбираться что случилось. Например, если у ребенка ограниченный пищевой рацион и он не получает достаточно клетчатки, то это также может быть причиной проблемы и вам нужно срочно задуматься о расширении пищевого рациона. Неверный рацион может влиять на состояние кала и дискомфорт при дефекации. В любом случае не нужно этого бояться. Расширение пищевого рациона как и туалетный тренинг не чудеса а обкатанные методики.
В нашем случае как и во многих других, причиной оказался глютен. Сейчас погружаясь в тематику больше, я начинаю узнавать, что глютен, может быть не единственной причиной. Это могут быть и паразиты, и глисты, которые влияют на работу ЖКТ. Подобное спустя много лет, мы так же наблюдали и с другими детьми, которые обращались к нам за помощью при формировании туалетного тренинга.
Так же поделюсь и лично своим опытом. Я после знакомства с данной темой и наблюдением за собой, заметил как моя дефекация зависит от того сколько хлебо булочных изделий в моем рационе. Думаю, вы поняли, что в рационе у ребенка должна быть разнообразная еда и желательно с суточной нормой клетчатки.
Возможно, у вас возник вопрос как заставить ребенка есть другие продукты. Заставлять не в коем случае не нужно. Обратитесь к профессионалам. Главное не нужно заставлять и впихивать через силу помидоры с кабачком. Вы сформируете психологический зажим и негатив к процессу поедания пищи.
Но теперь на сцену выходит психологический фактор..
Психологический запор у ребенка
Думаю если вы читаете данную статью, большая вероятность что вы мама. А если мама значит вы рожали. А если вы рожали самостоятельно, то наверное, помните как страшно после родов ходить в туалет. Моя жена родила троих, поэтому я в курсе через что проходит женщина после родов. Если вам это незнакомо найдите ролик Харламова в Youtube как ему вырезали геморой и и как физический фактор влияет на страхи ходить в туалет.
Так же напомню что я специалист прикладного анализа поведения. Я знаю как формируется поведения, как оно закрепляется и как оно распадается. Так вот, если вы при походе в туалет ощущаете боль и дискомфорт, у вас может сформироваться страх и нежелание туда ходить. Следующий фактор это психосоматика. Если у вас, либо у ребенка есть нервное напряжение это также может сформировать психологический запор. Кстати на момент написания статьи на нашем интенсиве после налаживания сотрудничества с детьми и устранения лишнего напряжения родители рассказали что у двоих улучшилась ситуация с туалетом. Состояние ЦНС а также психосоматика очень сильно связаны не только с желанием или нежеланием потреблять пищу, но и с желанием ходить или не ходить в туалет. Например, если не спать или плохо отдохнув, может появится жидкий стул, как и наоборот при хорошем сне, желание с утра сходить в туалет.
Вернемся к психологическому запору у ребенка. Так же если у ребенка есть нарушение сенсорных систем, у ребенка можем сформироваться страх, например занавески либо орнамент на стене. Запах, вид и т.д. У детей с задержкой развития такой фактор тоже может быть. А может быть такое что ребенка заставляли насильно какать и это сформировало негатив к этому процессу. Поэтому я писал выше о том, что нельзя на силу заставлять кушать детей, как и какать. Думаю вы заметили связь физического фактора с психологическим, поэтому давайте перейдем к решению проблемы.
Как научить ребенка какать в горшок или унитаз.
Как человек изучающий поведение напишу следующее правило. Для того, чтобы ребенок начал какать в горшок, нужно убрать негативные стимулы и добавить позитивные стимулы к процессу. Если у вас ребеночек еще маленький, то сначала следует научиться видеть позывы. Нужно просто обратить внимание на поведение ребенка перед фактическим опорожнением. У одних детей это глубокая мысль и раздумье, у других это рефлекторное напряжение на лице. Смотрите на своего ребенка. Он точно покажет. Не нужно заставлять какать ребенка на горшке сидением на нем часами. Не создавайте из этого процесса наказание. Так же если хотите, чтоб ваш ребенок независимо от того 2 года ему или 4, не отказывался ходить на горшок, не сокрушайтесь над ним, когда он обкакался. Если вы имеете свойство стоять над ребенком и ругаться из-за того что он обкакался, вы и этот процесс становится тем неприятным стимулом не в пользу желаемого результата. Так же вы наверное, уже поняли что результатом неприятного стимула может являться и запор. Поэтому перейдем дальше. Вам нужно когда ребенок проявит позывы, просто подхватить и посадите его на горшок. Можно даже не снимая трусов или подгузников. Нестрашно если он сходит в штаны. Главное чтоб в процессе он сидел на горшке. Вы процесс дефекации спариваете с горшком. Обязательно с улыбкой на лице похвалите чадо за то, что он совершил подвиг в правильном месте. Если вы успели снять с него штаны, то и вы супергерой. Похвалите сначала ребёнка а потом похвалите себя за свою реакцию. Если вы сразу после того, как ребенок сходит на горшок, дадите ему его любимый приз, то вероятность того, что он сам будет бегать и искать свой горшок чтоб получить приз, очень большая. Мы такое видели. Один ребенок схватил принцип, подходил самостоятельно к горшку тужился на нём и разводил руками типо: “Приз Где?” Хотите ускорить это процесс, найдите самый ценный для ребенка приз и держите его как поощрение только для горшка. Этот должна быть олимпийская медаль, но только за успехи на горшке. Ни за что другое. Только за какание в горшок. Если вас смущают данные методы и вы считаете что это дрессировка, я вам посоветую подождать когда ребенок сам проявит высшие интеллектуально личностные особенности и осознания, поймет что какать полезно и нужно делать это именно на горшок. Можете попробовать провести с ним профилактическую беседу, тоже может помочь).
Ребенок не чувствует что хочет в туалет по большому
Если вы разобрались с ЖКТ и нервной системой ребенка и не добились успеха, нужно обратить внимание на проблему с точки зрения сенсорных систем. Если у вас присутствуют задержки в развитии, то этот абзац точно для вас. Возможно тактильные ощущения от горшка дискомфортные это раз. Два, ребенок не чувствует позывы и это может влиять так же на какание стоя. Так же как я писал выше визуальные стимулы могут пугать. Узоры и т.д. Просто поймите следующий посыл. Задержка в развитии при первичной здоровой органике, напрямую связана со способностью ребёнка получать и интерпретировать сигналы из мира. Он их получает от вестибулярной, тактильной, зрительной, обонятельной, проприоцептивной системы. Кстати отсутствие чувствительности позывов напрямую связана с проприоцептивной системой. Вам нужен эрготерапевт, специалист сенсорной интеграции либо банальная физическая активность тазовой части. Бег, ходьба, приседания, гусинный шаг и т.д. Этот совет я вам даю как специалист по сенсорной интеграции.
Можно ли использовать слабительное или клизмы?
Нужно в первую очередь понимать как влияет отсутсвие дефекации на развитие ребенка и на его эмоциональное состояние, так же как и нормальная дефекация на спокойствие ребенка. Если ваш ребенок нестаблиьно ходит в туалет, то это напрямую связано с количеством токсинов в организме. То есть отходы из организма не выходят. Они портят среду внутри. А сейчас я погружаясь в тему узнаю что те или иные паразиты и бактерии могут влиять также на внимательность человека и даже на его настроение. Человек может быть раздраженным не только из-за зубной боли. Наличие токсинов и паразитов могут влиять и на гармональную систему, которая влияет на состояние ЦНС. Не зря недавно появилась поговорка про второй мозг – желудок. Поверьте что происходит в ЖКТ напрямую связано с нашим поведением. Это неприятно но, паразиты могут выделять вещества которые вызывают у человека определенные потребности. Человек совершает данные потребности паразит перестал совершать действие. Поведение начинает закрепляться. Многие люди не осознаю что голод это чистка организма и по сути головная боль, это выделение токсинов при чистке организма. Заедая человек просто останавливает чистку своего организма и выделение токсинов. Вроде стало легче, но токсинов и паразитов меньше не стало.
К чему мы пришли. Если говорит о клизме, мы а точнее моя жена, это делала. Но она подходила к этому процессу как спецназовец. Она делала всё, чтоб дискомфорта от процесса было меньше, а удовольствия было больше. Слабительное возможно и можно, но скорее при физических проблемах и под надзором. Если тут поведенческий фактор (психологический) то вы получите много феерверка в ненужных местах.
Итоги:
Я описал вам 90 процентов проблем и достаточно подробное их решение. Я других причин не встречал. А через нас прошло очень много детей с такими проблемами. На интенсивах в нашем центре это очень частый запрос родителей. Вы можете попробовать сами эти приемы и уверен что большинству они помогут. Учитывайте только одно. В этих решениях много тонкостей и деталей, которые вы можете упустить и которые могут влиять на результат. При всей кажушейся простоте не забывайте что то, что легко для профессионала, может быть сложностью для новичка. Вопрос деталей.