Польза
Давайте начнём с пользы, которую несёт велосипед. Возможно, некоторые функции я пропущу, но постараюсь максимально охватить все плюсы:
1. Вестибулярная система (сенсорная система, влияющая на тоническую регуляцию, мышечный тонус, координацию).
2. Укрепление мышц ног.
3. Взаимосвязь левого и правого полушария.
4. Кардиостимуляция.
5. Внимание.
Стратегия обучения на базе ABA (прикладного анализа поведения):
Важно разделить задачи на мелкие цели для формирования успешности, управления этими целями и формирования автоматизмов. Я обучение сына разделил на несколько этапов. Начинаем с велосипеда с дополнительными колёсами для поддержания равновесия.
1. Автоматизм крутить педали:
— Давить на педаль в верхнем положении.
— Подключать вторую ногу в момент подъёма второй ноги.
2. Управление равновесием во время езды:
— Управление рулём за счёт влияния на предплечья ребёнка.
— Поворот и разворот в тупиковых местах.
3. Создание условий для самостоятельного управления:
— Нахождение пространства по принципу коридора.
— Дать ребёнку самостоятельно решать задачу после столкновений с препятствием.
Дополнения к обучению езде на велосипеде.
Я опустил некоторые детали, которые применял во время обучения. Плюс, по логике, нужно сначала работать над равновесием, но ребёнку не очень будет нравиться просто сидеть и ловить равновесие, поэтому для получения удовольствия и обучения я сразу учил давить на педали и ехать. Сначала я акцентировал внимание на самостоятельной езде, контролируя руки сына при управлении рулём. При этом поощрял то, что для меня было важно в данный момент. И важно то, что я изначально управлял руками ребёнка, для более лёгкого убирания подсказки и чтобы не закрепить привычки моим управлением.
Далее, когда он словил автоматизм управления педалями, то я перешёл на обучение управлением. Есть два варианта: если ребёнок более-менее понимает речь, можно использовать инструкцию «поворачивай», либо «влево»/»вправо». Инструкции емкие, четкие, без лишней воды в силу специфики понимания речи. Если уровень понимания речи низкий, можно использовать короткие инструкции совместно с оказанием физической подсказки от большего к меньшему. То есть сначала даём максимальную подсказку, контролируя руки, далее убираем дальше от ключевой точки управления дальше и дальше. Конечный этап может быть касанием по плечу и переход к самостоятельной реакции.
Последний этап — это дать получить последствия от окружающей среды. Ребёнок должен сам научится распознавать ограничения. Ограничения мы нашли в узкой дорожке с бордюрами, на которой сыну приходилось выруливать для продолжения езды. Он врезался, а я стоял, наблюдая за ним в бездействии. Максимум в ключевой точке давал немного физической подсказки. Одним из последствий была возможность улететь в неглубокий овраг и мы пошли грязные домой купаться. В таких ситуациях нужно контролировать уровень опасности (Однажды мы с женой так дали ему проверить речку на глубину, позволив ему залезть почти по пояс в воду). Итого: процесс обучения у меня занял около 4 подходов.
Кстати, мы обучаем в нашем центре езде на велосипеде, как и многому другому.