Задержка речевого развития у детей
Общая характеристика болезни.
Задержка речевого развития (ЗРР у детей) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.
Различают 3 самых важных периода, при которых происходит становление речевого аппарата:
- 1 период ЗРР – у детей 2 лет и меньшего возраста;
- 2 период ЗРР – до 3 лет;
- 3 период ЗРР – до 7 лет.
В эти моменты речь развивается максимально быстро и эффективно. В то же время речевой аппарат становится наиболее уязвимым к действию неблагоприятных факторов. В 1 период могут зародиться предпосылки появления ЗРР, во 2 – заикание, мутизм, в 3 – детская афазия, заикание.
Причины возникновения ЗРР у детей.
Речь имеет свои нормы развития и становления. Обычно ребенок пробует разговаривать на втором году своей жизни. До двух лет он только наблюдает за окружающим миром, изучает его и старается все запомнить. К двум годам вся накопленная информация перерабатывается мозговыми клетками, а мышцы речевого аппарата укрепляются, что дает возможность малышу говорить свои мысли вслух и выражать, таким образом, свои эмоции. Хотя во всех правилах есть исключения, в том числе и в речевом развитии. Поэтому в некоторых случаях ребенок начинает разговаривать позже.
Этому явлению есть несколько причин:
- слабое развитие мышц, окружающих рот, или слабый мышечный тонус лица. На это могут указывать предпочтение мягкой пищи, постоянное выпадение еды из ротовой полости, чрезмерное выделение слюны. Данное нарушение чаще наблюдается у малышей, которых слишком рано перестали кормить грудью или не кормили грудью вообще;
- плохая концентрация слухового внимания. При этой патологии ребенок не может понять предложения, состоящие из большого количества слов, он не слышит фоновые шумы;
- нарушения слуха. Это один из самых распространенных факторов, провоцирующих задержку речевого развития у ребенка. Дефекты слуха также могут негативно отразиться на умственных способностях. Поэтому главное — вовремя обнаружить проблему и не пропустить наиболее подходящий период для активизации функций слухового прохода, ведущего к области мозга, отвечающей за слух;
- невостребованность речи. Такое часто случается, когда с ребенком с задержкой развития мало общаются или пытаются узнать все желания малыша наперед. В результате у ребенка не возникает необходимость выражать свои эмоции и что-либо говорить с помощью слов;
- генетическая предрасположенность. В этом случае у детей медленно созревают нервные волокна, ответственные за речь;
- травмы и повреждения тканей головного мозга, полученные во время родов или в первые несколько месяцев жизни малыша;
- если родители слишком быстро разговаривают, ребенок не успевает понять смысл сказанного, а спустя некоторое время он перестает пробовать понять то, что ему говорят;
- перегруженность помещения шумами. Постоянная работа телевизора, разговоры по телефону и просто громкое общение становятся причиной того, что дети перестают придавать значение словам и даже неправильно повторяют услышанную речь;
- если родители разговаривают на 2 языках;
- при завышенных требованиях к речи у ребенка может исчезнуть желание говорить;
- заболевания нервной системы и психические заболевания;
- тяжелые психические травмы, полученные в раннем детстве;
- злоупотребление родителями алкоголем;
- кислородное голодание во время внутриутробного развития;
- если женщина в период беременности перенесла какие-либо заболевание или отравление, то у ее малыша в будущем также возрастает риск возникновения задержки речи;
- слабое зрение;
- патологии головного мозга.
Важно знать, что лечение задержки речевого развития может сильно затянуться и усложниться, если причины патологии речи ребенка не будут выявлены, а провоцирующий фактор будет продолжать оказывать свое негативное влияние. Поэтому детям с данным отклонением рекомендуется пройти полное обследование. Только таким способом логопед сможет максимально точно поставить диагноз.
Проявление любого из симптомов ЗРР у детей может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей требует немедленного вмешательства врачей.
Диагностика задержки речевого развития у ребенка.
При задержке речевого развития у детей 2 лет страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.
У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.
Речевое развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.
Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.
При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:
- оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
- проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
- проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
- оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
- оценка воссоздания и понимания речи;
- выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.
Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр. Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка — ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.
Признаки в задержке речевого развития
При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений и понять причины зрр у детей в очень раннем возрасте (в 2 года ЗРР у ребенка уже может быть). Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи. Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.
Ниже приведены некоторые ранние признаки отставания в речевом развитии у детей до двух лет
- В три месяца ребенок не «агукает», не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;
- Малыш до 5 месяцев не «гулит», не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;
- С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);
- В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет
- К 1 году словарный запас ребенка с ЗРР насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речевая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»
- Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов;
- В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;
- В 2 года ребенок с ЗРР не может построить простые предложения.
Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев для мальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечет в год — это также является вариантом нормы речевого развития.
Методы диагностики ЗРР у ребенка
Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.
Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.
Диагностика ЗРР включает в себя следующие обязательные этапы:
- прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
- исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
- обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
- логопедическая диагностика;
- психологическая диагностика.
Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.
Коррекция состояния задержки речевого развития.
С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.
Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга. Обычно также выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).
Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.
Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.
Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.
Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.
Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час — что требует много времени и терпения.
Современная медицина успешно использует психотерапию и различные методики мягкого воздействия на психику больных детей с целью ее позитивной коррекции:
- Консультации у детского психолога в случаях прямой связи речевых проблем у ребенка с определенными стрессами, травмами психологического характера, неблагоприятным семейным климатом, отсутствием понимания со стороны взрослых и недостаточностью социальных контактов.
- Альтернативное лечение с использованием контактов с лошадями, дельфинами, музыкального сопровождения, танцев, упражнений и спорта, направленных на развитие и закрепления у ребенка моторики. К такой форме терапии могут быть широко привлечены родители. Это, например, собирание вместе с детьми пазлов, конструкторов, угадывание звуков и музыкальных инструментов, увлекательные подвижные игры.
- Остеопатия, как часть альтернативной медицины, призвана воздействовать на определенные телесные точки для формирования правильного баланса нервной системы, налаживания обмена веществ, стабилизации психического развития ребенка.
Медикаментозное лечение детей с заболеванием ЗРР.
Если наблюдаются задержка развития речи у детей или у ребенка патологии мозга, спровоцировавшие задержку речи, лечение должно проводиться совместно с детским неврологом и с учетом его рекомендаций. Обычно назначается курс ноотропов, транскраниальная микрополяризация, массаж, терапия магнитами, электрорефлексотерапия.
Магнитотерапия и электрорефлексотерапия являются процедурами, направленными на восстановление правильной работы мозговых центров, ответственных за воспроизведение речи, слух, дикцию, активность речи, интеллектуальные способности в целом и речевой запас. У данных процедур есть противопоказания, поэтому нужно их учитывать при подборе лечения.
При задержки развития детей дошкольного возраста эффективен логопедический массаж, при котором врач-логопед стимулирует определенные точки языка, губ, щек и ушных мочек. В отдельных ситуациях дополнительно могут быть назначены авторские массажные методики – Новиковой, Приходько, Дьяковой, Краузе.
Аналогично действуют логопедические упражнения – обычно их используют, когда лечится задержка речевого развития у детей 3 лет. Направлено такое лечение на улучшение моторики языка, подвижность мышц лица и губ. Наиболее распространено звукоподражание, скороговорки, гимнастики для лицевых мышц.
При выполнении упражнений важна регулярность. В качестве альтернативного лечения ЗРР у детей используются методики дельфинотерапии и иппотерапии.
Лечение ЗРР посредством упражнений.
Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии ЗРР, требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.
Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:
- лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
- деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
- процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
- расширению активного и пассивного словарного запаса;
- улучшение навыков связного выражения мыслей.
Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.
Кроме консервативного лечения (медикаментозной, физиотерапии), занятий с логопедом, все более востребованными становятся эффективные неспецифические методы коррекции задержки речи:
- АВА-терапия: интенсивные программы обучения основаны на влиянии внешних факторов на поведение, что дает возможность изменять и формировать поведенческие паттерны;
- работа с психологами особенно эффективна при задержке речи психогенного характера – занятия позволяют нейтрализовать травмирующие факторы и моделировать действенные компенсаторные механизмы;
- комплексы по развитию мелкой моторики: нейробиологи доказали связь между движениями пальцев рук и развитием речи, а также положительное влияние такой активности на функциональные характеристики ЦНС.
Родителям важно помнить, что лечение задержки речевого развития – это всегда комплекс мероприятий. И его наполнение должно зависеть от этиологии патогенеза выявленного синдрома. Поэтому важно провести максимально точную диагностику и найти профессионалов для проведения действенной коррекции выявленных поражений.
Прогноз и профилактика задержки речевого развития.
Если вовремя обратиться за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.
При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:
- отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
- увеличение этой разницы с возрастом;
- проблемы с обучением в школе.
Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.
Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.
Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.
Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.
Возможные последствия при ЗРР
Симптомы заболевания игнорировать нельзя, родителям следует обращаться за медицинской помощью своевременно, иначе задержка речевого развития приведет к следующим последствиям:
- Отставанию от сверстников в интеллектуальном и психологическом развитии, усугублению ситуации с годами.
- Сложностям в процессе посещения детского сада, обучения в школе и других учебных заведениях.
- Ощущению ребенком дискомфорта в эмоциональном плане. Он думает, что не такой, как все, может закрыться от общения с окружающими.
Во избежание тяжелых последствий рекомендуется как можно раньше начинать развивать ребенка, с раннего возраста разговаривать с ним. Матери необходимо больше внимания уделять себе в период беременности. Нужно всегда помнить, что для здоровья детей необходимы спокойная семейная обстановка и достаточное количество внимания со стороны родителей.
Интересные статьи на тему «аутизм у детей«:
- что такое аутизм
- признаки аутизма
- причины аутизма
- задержка развития ребенка
- аутизм что это за болезнь
- аутизм у детей признаки
- детский аутизм
- особенности ребенка с задержкой психического развития
- причины задержки развития ребенка
- можно ли вылечить аутизм у детей
- задержка развития ребенка 3 года
- аутизм игры
- причины возникновения аутизма
- задержка развития ребенка до года
- признаки аутизма у детей 3 лет
- признаки аутизма у детей 2 лет
- диагностика аутизма
- игры для детей аутистов
- аутизм